Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён Как менялось голливудское, европейское и советское кино о взрослении и подростках

35 1 Способы лечения

Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён

АЛИСА ТАЙЖНАЯ, кинокритик, куратор Киноклуба «Молодежь и правда»

На прошлой неделе вышла в прокат молодежная комедия Ричарда Линклейтера «Каждый по своим потребностям», рассказывающая историю трех дней из жизни новичка в бейсболе и его друзей, действие которой происходит в 1980 году. Это фильм о половом созревании, комплексах, новых друзьях и о том, как подростки адаптируются, чтобы выжить в пустыне колледжа. Режиссер фильма продолжает историю, начатую более 20 лет назад с классического подросткового фильма «Высокий и встревоженный», о выпускниках колледжа в последний день перед летними каникулами.

По просьбе The Village Алиса Таежная анализирует, как подростки изображались другими режиссерами, вспоминает любимых героев фильмов, которые нам дороги спустя годы, и узнает, что общего у всех великих фильмов о взрослении.

Как появилось кино о подростках и для подростков

Как правильно заявляют создатели документального фильма «Подростки»: «Подростки существовали не всегда, их нужно было изобрести». Перед Второй мировой войной десятки поколений подростков с раннего возраста перенимали образ жизни своих родителей. Либо вы были голодной рожей в крестьянской семье, либо беззащитным сиротой, погружающимся в различные трудности (Оливер Твист создавался не на пустом месте), либо любимым ребенком состоятельных родителей в престижной школе, либо подростком-добровольцем в армии . После 1945 года необратимыми стали и другие процессы: например, желание обеспечить безопасность и благополучие детей, инвестировать в их воспитание и строить большие планы на будущее. Подумайте о «выпускнике» Майка Николса — он родился в 1945-1946 годах и вернулся к своим родителям после выпуска: десятки восхищенных друзей семьи считают его истинной гордостью, будущим предпринимателем и наследником великих дел. Но мы немного бежим.

Дети, которые почти не помнили бомбежку и все свое свободное время заниматься домашними делами своих родителей, бегали за пластинками, росли на улице и очень рано полюбили рок-н-ролл. Бедный Джонни из «Дикаря» в исполнении Марлона Брандо или Джеймса Дина, бунтаря без причины, — первые образцы для подражания для подростков, говорящих на том же языке, что и их несовершеннолетние зрители. В декорациях «Вестсайдской истории», где «Ромео и Джульетта» рассказывается с нью-йоркским акцентом, мы пытались воссоздать голос улицы, шум двигателей и неловкость подросткового общения, которые вы прекрасно помните, если только что закончили среднюю школу. В фильме 1956 года «Рок круглосуточно» герои танцуют под рок-н-ролл, и это определенно не похоже на то, что требует внимания родителей. То же самое и с пляжными фильмами начала 60-х, первой денежной приманкой с красноречивыми названиями «Как набить дикое бикини» или «Beach Blanket Bingo», где каждому очевидно, что такое бинго.

В то время как телевидение 1950-х и 1960-х годов привлекало внимание безвольных родителей, сидящих дома, дети ездили в пригородный кинотеатр на старых, подаренных автомобилях. В истории автокино-кинотеатров интересно не только то, сколько миллионов зарабатывали на копейки хозяева на производстве фильмов категории «Б». Гораздо важнее сама культура использования фильма в качестве фона для первого секса (стандартная схема двойного свидания, снимающего напряжение — пара спереди и пара на заднем сиденье), как сквозной продукт для попкорн и кола, в которые не стоит вникать. В фильме Питера Богдановича 1968 года «Мишени» рассказывается история мальчика, возвращающегося из Вьетнама, который внезапно стреляет в толпу в ночном кинотеатре, где показывают фильм ужасов Роджера Кормана. Почти все жертвы — одни и те же подростки на свиданиях в кино.

С середины 1960-х молодежь была мишенью рискованных и разнообразных фильмов, которые позже стали основным продуктом Нового Голливуда. Определяющее поколение «Бонни и Клайд» или «Последний вздох» были популярны в первую очередь среди людей нижедвадцать лет. И в Европе, и в Америке смена парадигмы кино сопровождалась поистине революционными настроениями. Подростки уже не мечтали просто гулять в бельмондо или берете Фэй Данауэй — они были готовы выходить на улицу с коктейлями Молотова, драться с полицией за парижский кинотеатр (вы помните эпизод из «Мечтателей» Бертолуччи) и брать транспаранты. на уличных парадах. В «Истории любви» или «Была жизнь» рассказы о взрослении в колледже сопровождаются пробуждением совести, в том числе политической: 19-летние участвуют в выборах и отправляют своим родителям наследство, когда они им запрещают. жениться на девушке, которую они любят.

Подростковое кино 1970-х — начала 1980-х годов

Подростковые комедии и современный мейнстрим

Учитывались все виды научной фантастики — от «Звездных войн до« Назад в будущее », художественных фильмов ужасов и мюзиклов — как правило, любой фильм для большой компании. Маркетологи перестали тратить время на людей старше 40 лет, которые ходят в кино несколько раз в год, и сосредоточились на подростках и активных молодых жителях городов без семей, которые штурмуют кассовые сборы с четверга по воскресенье.

Подростковая комедия — фильм о страхе взросления, окончания средней школы или поступления в колледж — возник как самостоятельный жанр фильмов в Соединенных Штатах в начале 1980-х годов. Именно тогда в фильмах зародились стереотипы об отличниках, ботаниках и т. наркоманы и королевы класса, которых легко соотнести с вашей юностью. Мы должны напомнить вам, что совместное обучение возникло в Америке и Европе двадцатью годами ранее, как и разнообразие национальностей, вызванное притоком иммигрантов и отменой сегрегации — и в течение нескольких десятилетий эти изменения превратились в устоявшаяся школьная иерархия с известными назначениями ролей. Таким образом, даже если создатели фильма хотели создать смешанные школьные истории задолго до этого, им не хватало контекста и коллективного опыта взрывных взаимодействий между полами, на которых строится большинство столкновений в этих фильмах.

В дальнейшем великие или уже признанные мастера, желая вырваться из голливудских жанровых рамок взрослого кино, обращались к рассказам о непокорных подростках. Отсюда ностальгические «Американские граффити», в которых Джордж Лукас вспоминает о своей юности в 1950-е годы, «Бойцовская рыба» и «Изгои» Копполы о подростковой преступности или едкий рассказ о дружбе, страхе и приключениях Роба Райнера «Останься со мной». «согласно Стивену Кингу.

80-е годы были временем «Pretty in Pink», «The Breakfast Club» и «Sixteen Candles», придуманных талантливым и во всех отношениях удивительным Джоном Хьюзом. Его героев противопоставляют или продолжают другие персонажи, которых играют будущие голливудские звезды. Шон Пенн, обожженный калифорнийским солнцем, заказывает пиццу для занятий («Тяжелые времена в Риджмонт Хай»), Джон Кьюсак в плаще и с битбоксом поворачивается к своей любовнице («Скажи что-нибудь»), Том Круз рискует и стреляет в шикарная шлюха на выходных («Рискованный бизнес»).

Подростковые фильмы середины 80-х запоминаются лучше не только потому, что мы все равно на них выросли. Создатели фильма все громче заговорили о сексе и подростковой жестокости, предательстве и разочаровании, школьной кастовой системе и непонимании родителей. С кинотеатрами, полными любовных романов, детективов и блокбастеров, честный и увлекательный фильм о подростках кажется единственным глотком свежего воздуха. Для режиссера явно несерьезный рассказ о переживаниях из детства — это всегда возможность сказать что-то важное о человеческих качествах, а не выглядеть высокомерным идиотом.

Оцените статью
Добавить комментарий